Shoegazing (или Shoegaze) (англ. уставившийся на ботинки; от англ. shoe — ботинок и gaze — пристально смотреть, вглядываться) - жанр альтернативного рока, возникший на юге Великобритании в конце 80-х годов. Популярность шугейза длилась до середины 90-х, достигнув пика в 1990 и 1991 годах. Британская музыкальная пресса, в частности NME и Melody Maker, придумали такой необычный термин благодаря стилю поведения музыкантов во время концертных выступлений, что изначально было чем-то вроде насмешки над нехаризматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстранённо, пассивно и апатично. Они были сосредоточены на своей музыке и в течение всего выступления могли простоять на одном месте, уставившись взглядом куда-то в пол, это и создавало впечатление разглядывания собственных ботинок. На самом же деле музыканты смотрели вовсе не на ботинки, их внимание было поглощено многочисленными гитарными примочками. Интенсивное использование педальных эффектов сыграло немалую роль в создании имиджа шугейзеров.
В начале 90-х движение шугейзеров и других схожих групп получило в Лондоне название "Сцены, устраивающей праздник для самой себя". Тогда же шугейзинг был постепенно вытеснен американским гранжем, а ближе к середине 90-х и бритпопом, заставившими относительно малоизвестные группы распасться или сменить музыкальное направление. В последнее время наблюдается возрождение интереса жанра в виде nu gaze (или new wave of shoegaze) групп.
Стиль, корни и влияние
Общие музыкальные элементы шугейза состоят из сильного дисторшна (искажения), гудящих риффов и "стены звука" от нойзовых гитар. Как правило две перегруженные ритм-гитары играли одновременно, чтобы создать бесформенный тембр звука. Хотя риффы соло-гитары часто присутствовали, они не были в центре внимания большинства шугейзовых песен.
Вокал обычно приглушённый в громкости и выразительности, но под слоями гитар ясное ощущение мелодии. Текст песни не подчёркнут, зачастую вокал рассматривался как ещё один инструмент. В то время как многие группы, повлиявшие на музыку шугейза, использовали драм-машины, шугейзеры предпочитали в основном обычные ударные установки.
Название жанра было придумано в обзоре журналом Sounds концерта новообразованного коллектива Moose, на котором вокалист Расселл Йетс читал тексты песен с бумаг, приклееных к полу. Термин был подхвачен NME, который использовал его в качестве указания на склонность гитаристов смотреть на свои ноги или педали эффектов, видимо глубоко концентрируясь во время игры. Melody Maker предпочёл более благоразумный термин "Сцена, устраивающая праздник для самой себя", ссылаясь на привычку групп следить за концертами других шугейзерских команд.
Самыми часто упоминаемыми прото-шугейзерами являются Cocteau Twins, The Jesus and Mary Chain и My Bloody Valentine. Но общие музыкальные темы между разными группами включают гаражный рок, психоделию 60-х и американские инди группы вроде Sonic Youth и Dinosaur Jr.
Первые группы жанра (Ride, Lush, Chapterhouse, Pale Saints, Slowdive и Moose) были созданы под влиянием My Bloody Valentine и их прорыва 1988 года в виде сингла "You Made Me Realise" и альбома Isn't Anything, хотя ещё за год до этого MBV только начинали создавать свой собственный стиль. Другие группы, оказавшие влияние на шугейз это The Velvet Underground, Sonic Youth, Hüsker Dü, Spacemen 3, The Chameleons, The Cure, Bauhaus, Galaxie 500 и The Smiths.
Британский тур Dinosaur Jr. в начале 90-х является ключевым влиянием на лучшие альбомы жанра. Не будучи шугейз группой, Dinosaur Jr. развили тенденцию смешения поп-мелодии с громкими гитарами и лаконичным вокалом. Длительный совместный тур 1992 года My Bloody Valentine, Dinosaur Jr. и Yo La Tengo значительно поднял популярность шугейза в США.
Закат
Сам термин "Сцена, устраивающая праздник для самой себя", и его распространение, во многом стало началом конца первой волны шугейзеров. Группы стали восприниматься критиками как слишком привилегированные, слишком снисходительные к себе и в целом средние. Это было в резком контрасте с группами, сформировавшими гранж, бывший на пике популярности по обе стороны Атлантики, и основателями стиля бритпоп вроде Blur, Suede, Oasis и Pulp. Бритпоп также предложил понятные тексты, часто о проблемах и бедах рабочего класса, в отличие от шугейзерского подхода "вокал как инструмент", ставящего мелодичность над лирической глубиной текстов. Последний альбом Lush стал резким переходом от шугейзинга к бритпопу, приведшим к оттоку многих фанов группы. Самоубийство в 1996 году барабанщика группы привело к распаду. Второй альбом My Bloody Valentine Loveless является последней записью группы с 1991 года. Распавшаяся в 1997 году группа, через 10 лет воссоединилась для записи ещё одного альбома.
После шугейзинга
Slowdive после своего распада в 1995 году превратились в кантри группу Mojave 3 и дрим-поп Monster Movie, в то время как группы также либо распались, либо изменили направление. The Verve (в начале известная просто как Verve) добилась большого успеха с альбомом Urban Hymns после чего распалась из-за ухода Ричарда Эшкрофта. Через 10 лет The Verve воссоединились и выпустили ещё один альбом Forth. Марк Гарденер и Лоз Колберт из Ride выпустили альбом The Animalhouse. В 2006 году Гарденер выпустил первый сольный альбом. Использование элементов idm и эмбиент музыки такими группами, как Slowdive и Seefeel проложили для дальнейшего развития пост-рока и электроники. Некоторые бывшие шугейзеры позже стали играть музыку в стилях пост-рок и трип-хоп.
Возрождение шугейза началось в конце 1990-х, особенно в США. Сейчас стиль имеет довольно умеренный, но устойчивый успех, при этом растёт интерес слушателей к альбомам групп первой волны, которые уже можно назвать классикой.
/group/Shoegaze
ТОП жанра «shoegaze»